ФЭНДОМ

Орато́рия (лат.oratorium, итал. oratorio) — крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного Писания. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты  — бо́льшими размерами и разветвлённостью сюжета.

ИсторияПравить

Зарождение оратории началось в Италии XVI века, когда жил человек по имени Филипп Нери, позднее причисленный Католической церковью к лику святых. Всю жизнь он посвятил проповеди Евангелия среди неимущих – что было особенно важно в эпоху Реформации. Протестантизм подкупал людей своей – как бы сейчас сказали – «близостью к народу», и Католической церкви, чтобы созранить паству, надо было что-то этому противопоставлять, искать новые методы работы к с прихожанами и Филипп Нери нашёл: в 1558 г. он начал организовывать специальные встречи для всех желающих, где правоверные католики слушали и обсуждали отрывки из Евангелия и труды Отцов церкви, а также исполняли духовную музыку. Встречи эти назывались ораториями (от латинского oratio – речь). Из таких встреч возникло общество ораторианцев – оно, кстати, существует и сейчас, его члены занимаются проповедью Слова Божьего среди молодёжи, благотворительностью и другими богоугодными делами. А тогда, в первые 10-летия своего существования одну из своих задач ораторианцы видели в развитии духовной музыки. В частности, немалую настороженность у них вызывал «новорождённый» жанр оперы – с её нимфами, римскими императорами и прочими абсолютно нехристианскими персонажами. 

Handel Messiah - 53 Worthy is the Lamb-0

Handel Messiah - 53 Worthy is the Lamb-0

В противовес столь опасному новомодному увлечению они создали новый жанр, построенный по такому же принципу – арии, ансамбли и хоры, соединённые между собой речитативами – но на основе Священного Писания. А поскольку церковь всегда настороженно относилась к театру – новый жанр (который так и назвали – оратория) не предполагал инсценировки, а предназначался для концертного исполнения. Вот так и родился жанр оратории – практически одновременно с оперой: первая оратория – «Представление о душе и теле» – написана в 1600 г., в год премьеры «Орфея и Эвридики» Дж.Пери, написал её итальянский композитор Э.Кавалиери. Но хоть оратория и возникла как противопоставление опере – и всеми силами это подчёркивала (например, в противоположность операм, имевшим тогда непременно 3 акта, оратории были двухчастными) – правильнее будет сказать, что оратория её дополняла: ведь оратории исполнялись в те дни, когда оперные спектакли запрещались (например, во врем поста) – так что опера и оратория в равной степени полюбились публике. Зародившись в католической церкви, жанр оратории со временем завоевал и сердца протестантов – классическая оратория сложилась именно в творчестве композиторов-протестантов: И.С.Бах и Г.Ф.Генделя. Оратория постепенно утратила своё изначальное чисто духовное предназначение – появились и светские оратории. Впоследствии оратории писали Й.Гайдн и В.А.Моцарт, Л.Бетховен, Ф.Мендельсон , Р.Шуман и многие другие. Были среди них и наши соотечественники – Ю.Шапорин, Д.Шостакович, Р.Щедрин, В.Гаврилин.Особое же место занимает среди них композитор, которого считали классиком ещё при жизни – Георгий Свиридов. Этот гениальный композитор за всю свою долгую жизнь не написал ни одной оперы – можно сказать, что их ему заменили оратории. Тематика ораторий Г.Свиридова исключительно разнообразна: «Декабристы», «Пушкинский венок», «Поэма памяти Сергея Есенина», он сумел «омузыкалить» творчество даже самого «невокального» поэта – В.Маяковского, создав на его стихи «Патетическую ораторию». Жанр оратории продолжает жить и развиваться и сейчас. Так, с немалым большим успехом исполняются не только в России, но и за границей «Рождественская оратория» и другие оратории духовного содержания, созданные нашим современником, композитором священнослужителем митрополитом Иларионом (Алфеевым).